Под фонемой в лингвистике понимается наименьшая смыслоразличительная единица речи [19] . Вопрос о существовании каждой отдельной фонемы решается положительно, если она участвует в смысловом противопоставлении слов языка. Другими словами, данный звук является фонемой, если найдутся слова, различающиеся только этим звуком. Например, фонемы /м/ и /в/ существуют, поскольку существуют слова МОЛ и ВОЛ.

В русском языке насчитывается 42 фонемы. Каждая фонема обладает определенными акустическими свойствами, которые обусловлены артикуляторными особенностями ее образования.

Схематическое изображение артикуляторного аппарата человека дано на рис. 1.1. Различают активные и пассивные органы артикуляции.

К активным органам относятся:

– кончик, спинка, боковинки и тело языка,
– губы,
– нёбная занавеска,
– нижняя челюсть,
– голосовые связки.


К пассивным органам относятся:

– зубы,
– альвеолы,
– мягкое нёбо
– твёрдое нёбо,
– носовая полость,
– глотка и гортань.


Каждую фонему характеризует определенный "способ" и "место" ее образования. По способу образования русские фонемы делятся на две основные группы: гласные /у, о, а, э, ы, и/ и согласные (остальные 36 фонем). Образование гласных фонем характеризуется отсутствием преград в речевом тракте, в то время как при образовании согласных в ротовой полости обязательно присутствует полная или неполная смычка (щель), создаваемая языком или губами.

Согласные фонемы по способу образования делятся на группы сонорных, щелевых, взрывных и аффрикат.

Для группы сонорных согласных /м, м', н, н', л, л', р, р', й'/ характерно наличие относительно широкой щели. Эта щель образуется следующим образом:

– при опускании нёбной занавески у носовых сонорных /м, м', н, н'/,
– при опускании боковинок языка у боковых сонорных /л, л'/,
– между колеблющимся кончиком языка и альвеолами у дрожащих /р, р'/,
– между спинкой языка и твёрдым нёбом у плавной сонорной /й'/.

 

Строение речеобразующего тракта


Рис. 1.1. Строение речеобразующего тракта


Группа щелевых согласных /в, в’, з, з', ж, ф, ф', с, с', ш, ш', х, х'/ характеризуется наличием достаточно узкой шумообразующей щели, возникающей при неполной смычке артикуляторных органов, Щелевые согласные делятся далее на звонкие /в, в’, з, з', ж/ и глухие /ф, ф', с, с', ш, ш', х, х'/ в зависимости от того, участвуют или не участвуют в их образовании голосовые связки.

Группа взрывных характеризуется наличием полной смычки в артикуляторном тракте с последующим ее резким открытием. Так же как и щелевые согласные, взрывные делятся на звонкие /б, б', д, д', г, г'/ и глухие /п, п', т, т', к, к'/.

И наконец, фонемы из группы глухих аффрикат /ц, ч’/ характеризуются тем, что в процессе их образования происходит смена фазы смычки на фазу шумообразующей щели. 

Рассмотрим далее классификацию русских фонем по "месту" образования. Под "местом" образования в фонетике понимается положение сужений в артикуляторном тракте, определяющее его конфигурацию и, в конечном итоге, его резонансные свойства.

Место образования гласных фонем определяется положением тела языка (подъем высокий/низкий; продвижение вперед/назад) и степенью
сближения губ (огубление).

Место образования согласных фонем определяется положением в артикуляторном тракте смычки или щели, а также положением тела языка (мягкие или твердые согласные). Согласные фонемы по месту образования делятся на группы губных, зубных, альвеолярных и нёбных,
каждая из которых может включать твёрдые /м, н, л, р, в, з, ж, ф, с, ш, х, б, д, г, п, т, к, ц/ или мягкие /м’, н’, л’, р’, й’, в’, з’, ф’, с’, ш’, х’, б’, д’, г’, п’, т’, к’, ч’/ согласные.

К группе губных согласных относятся /м, м’, в, в’, ф, ф’, п, п’/. При этом губному месту образования соответствует контакт нижней губы с верхними зубами или с верхней губой.

К группе зубных относятся /н, л, з, с, д, т, ц, н’, л’, з’, с’, д’, т’/. При этом зубному месту образования соответствует контакт кончика языка с
верхними зубами.

К группе альвеолярных относятся /р, ж, ш, р’, ш’, ч’/. Альвеолярному месту образования соответствует контакт кончика языка
с альвеолами.

К группе нёбных относятся /х, г, к, х’, г’, к’, й’/. Нёбному месту образования соответствует контакт спинки языка с твердым нёбом.

Мягкие (палатальные) согласные соответствующего места образования характеризуются еще дополнительным подъёмом спинки языка к мягкому нёбу.

В таблице 1.1 представлены фонемы русского языка (в русской и латинской транскрипциях), представленные в координатах «место» -
«способ» образования, в соответствии с описанной выше их классификацией.

Для сравнения в таблице 1.2 в тех же координатах представлены фонемы русского языка (в верхних строках) и белорусского (в нижних строках), при этом для транскрипции используются буквы национальных алфавитов.

Отличительные особенности фонетических систем белорусского и русского языков заключаются в следующем.
В белорусском языке отсутствуют следующие фонемы:
– мягкие согласные Т, Д, Ш, Ч, Р;
– мягкая и твёрдая Г.

В белорусском языке имеется ряд специфических фонем,
отсутствующих в русском:
– плавная Ў;
– мягкая Ц и твёрдая Ч;
– мягкая аффриката Дз и твёрдая Дж;
– мягкая и твёрдая щелевая Гх.

Вычисляя степень сходства фонетических систем русского и белорусского языка как отношение количества одинаковых для двух языков фонем к общему количеству фонем (см. табл. 2.2), получим, что фонетические системы этих языков совпадают на 71%.

Таблица 1.1
Система фонем русского языка в координатах «место образования» -
«способ образования»

Система фонем русского языка в координатах «место образования» - «способ образования»

Таблица 1.2
Сравнительная таблица фонетических систем русского и белорусского
языков

Сравнительная таблица фонетических систем русского и белорусского языков

 

 


 

 

 

Добавить комментарий