Общие сведения о языке и речи Язык определяется как совокупность фонетических, лексических и грамматических средств для выражения мыслей и чувств человека. Язык образует органическое единство с мышлением и служит важнейшим средством общения между людьми. Национальный язык представляет собой явление социальное и связан в своём возникновении и развитии с конкретным коллективом (народом).

Язык и речь тесно взаимосвязаны и образуют единство абстрактного и конкретного: систему средств общения и реализацию этой системы. Реализация языковых средств общения может осуществляться в формах письменной и устной речи. Письменная речь фиксируется в форме текста, устная речь реализуется в звуковой форме. Письменная форма речи подчиняется законам грамматики данного языка, правилам правописания и пунктуации. Устная речь – законам фонетики языка, правилам произношения звуков и интонирования (просодики) речи.

На физическом уровне устная речь реализуется в виде специфических звуков (акустических колебаний), генерируемых речевым аппаратом человека. По образному высказыванию Н.И. Жинкина [8], «речевой звук – это величайшее разнообразие, целый мир, сонм звуковых признаков. Здесь одни спектры сменяются мгновенно другими, модулируется частота, сила и длительность звука по многим ступеням».

Естественный процесс речеобразования следует рассматривать в двух взаимно дополняющих аспектах: лингвистическом и акустическом. Лингвистическая теория рассматривает фонетические и просодические аспекты речи, акустическая теория описывает артикуляторно-акустические характеристики фонем и просодем. Лингвистический аспект речи является предметом исследования фонетики - науки о звуковой системе языка. Основы фонетики русского языка заложены в работах Бодуэна де Куртенэ, Богородицкого и Щербы еще в конце XIX - начале XX века. В состав звуковой системы языка входят основные звуки речи - фонемы и их модификации в речевом потоке - аллофоны, а также интонация (просодика), включающая мелодику, ритмику и энергетику речи. Интонация определяет коммуникативный тип высказывания, т.е. она помогает поддерживать диалог, коммуникацию между людьми, и, соответственно, поддерживает не только монологическую речь, но и диалогическую, где могут быть всевозможные вопросительные и восклицательные конструкции, кроме обычных типов повествовательных конструкций. Экспериментально-фонетические исследования артикуляторного и звукового аспектов речи были начаты фонетистами в 50 -х годах. Фонетистами получены рентгенограммы, палатограммы и спектрограммы основных звуков русской речи. Большую роль в понимании физиологических процессов речеобразования и восприятия речи сыграла работа Л.А.Чистович и др.. Общее состояние электроакустических исследований звуков речи тех лет было отражено в известных монографиях М. A. Caпожкова, а затем Д.Фланагана. Большое значение в исследовании артикуляторных и звуковых (спектральных) характеристик речи имела ставшая yжe классической работа Г.Фанта. В ней указанные аспекты речи фактически объединены в одну общую акустическую теорию речеобразования. Большое внимание, начиная с 60-х годов ХХ века, было также уделено экспериментальному исследованию интонации русской речи. В формировании речи интонация выполняет как грамматическую функцию, так и стилистическую. При помощи интонации передается законченность предложения и осуществляется его членение на синтаксические единицы, выражается эмоциональность речи, волевые побуждения, а также различные модальные оттенки значений. Очевидно, что если при синтезе речи исключить просодическую оставляющую, то такая речь будет невыразительной и монотонной. Кроме того, смысл сказанного тоже может быть понят не всегда. Приведём известный пример такого рода: «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать». Здесь конкретный вариант просодического членения, употреблённый говорящим, может сыграть очень серьезную роль в жизни данного человека. Просодика выражается в физических параметрах речевого сигнала, таких как: частота основного тона – F0 (мелодика речи), сила звука или амплитуда речевого сигнала – А (энергетика речи), а также длительность звуков в потоке речи – Т (ритмика речи). Просодические модели для различных типов высказываний были предложены в работах [21-22]. Роль просодики для синтеза речи исследовалась в [23-24]. Рассматриваемая в данной монографии проблема создания компьютерных систем синтеза речи целиком укладывается в решение комплекса проблем автоматического преобразования письменной речи в устную, т.е. в решение задачи синтеза «текст - речь». При этом синтез устной речи должен осуществляться на основе лексико-грамматического анализа заданного текста путём моделирования процессов речеобразования с учётом правил произношения звуков и интонирования, свойственных данному языку.

Аналогично тому, как связный текст естественного языка членится на различные иерархические уровни, в потоке речи выделяются следующие основные иерархические составляющие:

– высказывание;

– фонетический период;

– фраза;

– синтагма;

– акцентная единица;

– фонетическое слово;

– слог;

– фонема;

– аллофон;

– звук.

В речевом потоке высказывание членится на фонетические периоды (или сверхфразовые единства), которым в тексте обычно соответствуют абзацы.

Фонетические периоды речи, в свою очередь, состоят из фраз, которым в тексте соответствуют повествовательные, вопросительные или восклицательные предложения. Каждая фраза может состоять из одной или нескольких синтагм, которые являются относительно самостоятельными просодическими единицами речи. В письменном тексте нет точного эквивалента синтагмы. Тем не менее, определёнными индикаторами границы синтагмы могут являться знаки препинания внутри предложения. Синтагма может состоять как из одного слова, так и из нескольких слов – двух, трех и более, в зависимости от строения фразы и стиля речи говорящего.

Синтагмы могут состоять из одной или нескольких акцентных единиц. Под акцентной единицей понимаются одно или несколько слов, объединенных общим групповым (сильным) ударением. Акцентная единица, в свою очередь, состоит из фонетических слов. Фонетическое слово включает знаменательное слово и присоединённые к нему служебные слова - предлоги или частицы. Фонетическое слово может быть подразделено далее на слоги. С точки зрения физиологии образования слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. Слоги, в свою очередь, состоят из фонем, являющихся минимальными смыслоразличительными единицами речи. Еще один, последний уровень составляющих, – аллофоны, или оттенки фонем, которые реализуются в речи в виде акустических колебаний – звуков.

Общелингвистические сведения, используемые в данном разделе, почерпнуты из наиболее известных работ отечественных и зарубежных авторов, в которых отражен современный уровень развития фонетических исследований русского языка, а также из ряда собственных работ авторов.


 

 

 

Добавить комментарий