Изображенные на рис. 3.16 интонационные портреты получены на базе анализа фонограмм чтения описанных выше текстов 3-мя русскоязычными и 3-мя польскоязычными дикторами.

Индивидуальные дикторские особенности реализации интонаций незавершённости и завершённости в русской и польской речи, при сохранении отмеченных выше межъязыковых различий, укладываются достаточно точно в пределы областей, отмеченных на рисунке 3.16. Выход за пределы этих областей и их пересечение может в определённой степени интерпретироваться как проявление межъязыковой интерференции или акцента.

Для русского языка были проведены более детальные дополнительные исследования междикторских различий. Ниже дана иллюстрация различий на примере интонационного типа «вопрос-уточнение». Исследовались динамические характеристики интонационного контура F0 в одноакцентной синтагме «Художник?» в контексте: «Кто её нарисовал? Художник?». Речевой сигнал исследуемой синтагмы «вырезался» из фонограмм одного и того же текста, начитанного 2-мя профессиональными дикторами (Д1-М - мужчина и Д1-Ж – женщина) и 2-мя непрофессиональными (Д2-М и Д2- Ж). На рис. 3.18 приведены их интонограммы, полученные с помощью программного пакета PRAAT [165].

Интонограммы одноакцентной синтагмы вопросительного типа

Рис. 3.18. Интонограммы одноакцентной синтагмы вопросительного типа, произнесённой дикторами: а) Д1-М, б) Д1-Ж, в) Д2-М, г) Д2-Ж

Как видно из рис. 3.18, наиболее яркие междикторские различия проявляются в абсолютных значениях F0 max и F0 min. Более определённо эти различия представлены на плоскости {F0 max; F0 min} (см. рис. 3.19).

Абсолютные значения F0 min и F0 max четырёх дикторов

Рис. 3.19. Абсолютные значения F0 min и F0 max четырёх дикторов

На рис. 3.20 показаны также междикторские различия, проявляющиеся при анализе относительного диапазона изменений F0 у дикторов, рассчитанного в соответствие с выражением:

Результаты исследования междикторских различий

Анализируя рис. 3.20, необходимо отметить существенно более высокий диапазон изменений F0 у профессиональных дикторов в сравнении с непрофессиональными. Междикторские различия отчётливо проявляются также в нормированных интонационных портретах (рис. 3.21), построенных в соответствии с методикой, описанной выше.

Мелодические портреты одноакцентной вопросительной синтагмы для четырёх дикторов

Рис. 3.21. Мелодические портреты одноакцентной вопросительной синтагмы для четырёх дикторов

Для исследования персональных особенностей реализации ПАЕ для четырёх различных интонационных типов: незавершённость, завершённость, восклицание и вопрос, были проведены дополнительные исследования в соответствии со следующей методикой. Два профессиональных диктора радио (Олег и Светлана) и три непрофессиональных (Борис, Елена, Лилия) зачитали один и тот же отрывок художественного текста. Затем в фонограммах записей каждого диктора были выделены одни и те же участки речи, на которых ими были реализованы указанные четыре интонационных типа, и на основании анализа контуров F0 построены ПАЕ в соответствии с разработанной методикой. На рис. 3.22 представлены полученные мелодические портреты конечных АЕ для четырёх интонационных типов 5-ти дикторов.

Мелодические портреты конечной АЕ для четырёх интонационных типов 5-ти дикторов

Рис. 3.22. Мелодические портреты конечной АЕ для четырёх интонационных типов 5-ти дикторов

Как видно из рис. 3.22, полученные ПАЕ имеют достаточно ярко выраженные персональные особенности. Причём в наибольшей степени индивидуальные дикторские различия в ПАЕ проявляются на предъядре и заядре, в то время как на ядерных участках они менее значительны. В целом же, однако, сохраняется рисунок портретов, характерный для каждого исследуемого интонационного типа.

Проведенное исследование позволило создать основной набор мелодических портретов интонации и разработать основы клонирования персональных просодических характеристик речи.


Похожие статьи

 

 

 

 
 

У вас нет прав оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь на сайте.