Изображенные на рис. 3.16 интонационные портреты получены на базе анализа фонограмм чтения описанных выше текстов 3-мя русскоязычными и 3-мя польскоязычными дикторами.
Индивидуальные дикторские особенности реализации интонаций незавершённости и завершённости в русской и польской речи, при сохранении отмеченных выше межъязыковых различий, укладываются достаточно точно в пределы областей, отмеченных на рисунке 3.16. Выход за пределы этих областей и их пересечение может в определённой степени интерпретироваться как проявление межъязыковой интерференции или акцента.
Для русского языка были проведены более детальные дополнительные исследования междикторских различий. Ниже дана иллюстрация различий на примере интонационного типа «вопрос-уточнение». Исследовались динамические характеристики интонационного контура F0 в одноакцентной синтагме «Художник?» в контексте: «Кто её нарисовал? Художник?». Речевой сигнал исследуемой синтагмы «вырезался» из фонограмм одного и того же текста, начитанного 2-мя профессиональными дикторами (Д1-М - мужчина и Д1-Ж – женщина) и 2-мя непрофессиональными (Д2-М и Д2- Ж). На рис. 3.18 приведены их интонограммы, полученные с помощью программного пакета PRAAT [165].
Рис. 3.18. Интонограммы одноакцентной синтагмы вопросительного типа, произнесённой дикторами: а) Д1-М, б) Д1-Ж, в) Д2-М, г) Д2-Ж
Как видно из рис. 3.18, наиболее яркие междикторские различия проявляются в абсолютных значениях F0 max и F0 min. Более определённо эти различия представлены на плоскости {F0 max; F0 min} (см. рис. 3.19).
Рис. 3.19. Абсолютные значения F0 min и F0 max четырёх дикторов
На рис. 3.20 показаны также междикторские различия, проявляющиеся при анализе относительного диапазона изменений F0 у дикторов, рассчитанного в соответствие с выражением:
Анализируя рис. 3.20, необходимо отметить существенно более высокий диапазон изменений F0 у профессиональных дикторов в сравнении с непрофессиональными. Междикторские различия отчётливо проявляются также в нормированных интонационных портретах (рис. 3.21), построенных в соответствии с методикой, описанной выше.
Рис. 3.21. Мелодические портреты одноакцентной вопросительной синтагмы для четырёх дикторов
Для исследования персональных особенностей реализации ПАЕ для четырёх различных интонационных типов: незавершённость, завершённость, восклицание и вопрос, были проведены дополнительные исследования в соответствии со следующей методикой. Два профессиональных диктора радио (Олег и Светлана) и три непрофессиональных (Борис, Елена, Лилия) зачитали один и тот же отрывок художественного текста. Затем в фонограммах записей каждого диктора были выделены одни и те же участки речи, на которых ими были реализованы указанные четыре интонационных типа, и на основании анализа контуров F0 построены ПАЕ в соответствии с разработанной методикой. На рис. 3.22 представлены полученные мелодические портреты конечных АЕ для четырёх интонационных типов 5-ти дикторов.
Рис. 3.22. Мелодические портреты конечной АЕ для четырёх интонационных типов 5-ти дикторов
Как видно из рис. 3.22, полученные ПАЕ имеют достаточно ярко выраженные персональные особенности. Причём в наибольшей степени индивидуальные дикторские различия в ПАЕ проявляются на предъядре и заядре, в то время как на ядерных участках они менее значительны. В целом же, однако, сохраняется рисунок портретов, характерный для каждого исследуемого интонационного типа.
Проведенное исследование позволило создать основной набор мелодических портретов интонации и разработать основы клонирования персональных просодических характеристик речи.