Даже после разбиения предложения на ПС и ЛС их длина может оказаться слишком большой.

Пример: «Но молодая жена упорно продолжала отстирывать белую в кровавых пятнах рубаху мужа посиневшими от холода руками в железном тазике с ледяной водой».

В приведенном предложении отсутствуют какие-либо признаки наличия в нём ПС или ЛС. Очевидно, что при отсутствии механизма дальнейшего членения таких предложений на более мелкие синтаксические синтагмы (СС) неизбежно возникнут затруднения в понимании смысла синтезированной речи. Идеальным решением проблемы дальнейшего членения такого рода ПС или ЛС на СС было бы использование комплекса правил их глубинного синтаксического разбора. Однако, в виду сложности и недостаточной разработанности таких правил приходится пока ограничиваться использованием процедуры поверхностного синтаксического анализа, опирающейся на доступную морфосинтаксическую информацию о словосочетаниях, составляющих ПС или ЛС.

Словосочетание рассматривается как пара по смыслу и грамматически связанных слов, выделяемая из предложения [7]. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Непосредственной целью рассматриваемой процедуры поверхностного синтаксического анализа является предварительное разбиение ПС или ЛС на последовательность словосочетаний 2-х типов: устойчивые фразеологические словосочетания (ФрС) и грамматико-смысловые словосочетания (ГрС).

Структура блока членения ПС или ЛС на синтаксические синтагмы и их разметки на акцентные единицы, основанная на анализе словосочетаний, представлена на рис. 4.10.

Выделение фразеологических словосочетаний. В анализируемой синтагме отмечаются фразеологические словосочетания (ФРС), найденные в словаре устойчивых словосочетаний. К фразеологическим словосочетаниям относятся:

– фразеологические сращения – «попасть впросак», «бить баклуши», «ничтоже сумняшеся», «собаку съесть» и др.

– фразеологические единства – «зайти в тупик», «бить ключом», «плыть по течению», «брать в свои руки», «прикусить язык» и др.

– фразеологические сочетания – «потупить взор», «щекотливый вопрос», «бархатный сезон», «поголовные аресты» и др.

Структура блока разметки ПС и ЛС на синтаксические синтагмы

Рис. 4.10. Структура блока разметки ПС и ЛС на синтаксические синтагмы

Выделяются следующие типы компонентного состава фразеологизмов:

– сочетание прилагательного с существительным: краеугольный камень, заколдованный круг, лебединая песня;

– сочетание существительного в именительном падеже с существительным в родительном падеже: точка зрения, камень преткновения, бразды правления, яблоко раздора;

– сочетание имени существительного в именительном падеже с существительными в косвенных падежах с предлогом: кровь с молоком, душа в душу, дело в шляпе;

– сочетание предложно-падежной формы существительного с прилагательным: на живую нитку, по старой памяти, на короткой ноге;

– сочетание глагола с существительным (с предлогом и без предлога): окинуть взором, посеять сомнения, взять в руки, взяться за ум, водить за нос;

– сочетание глагола с наречием: попасть впросак, ходить босяком, видеть насквозь;

– сочетание деепричастия с именем существительным: спустя рукава, скрепя сердце, сломя голову.

Позиции слабых и сильных словесных ударений в устойчивых сочетаниях могут быть определены в словаре сочетаний, при этом одно из слов обязательно несёт сильное ударение. При отсутствии помет слабых и сильных ударений вполне допустима установка сильного ударения на каждом из слов устойчивого словосочетания.

Объединение слов в грамматико-смысловые словосочетания. Грамматико-смысловым словосочетанием (ГрС) является пара по смыслу и грамматически связанных слов, выделяемая из предложения [7]. Например: «нужная книга», «лекция по литературе», «бежать опрометью», «два студента», «несколько книг».

Основной смысл выделения в ПС или ЛС словосочетаний типа ФрС и ГрС заключается в том, что теперь свобода разделения ПС или ЛС на СС ограничивается. Граница синтагмы может находиться только за пределами ФрС или ГрС, но не внутри их.

В зависимости от того, какое слово является первым в словосочетании, различаются основные лексико-грамматические группы словосочетаний. Классификация словосочетаний по признаку первого слова имеет следующую схему.

(1) Группа прилагательных словосочетаний. Эта группа включает прилагательные, местоимения-прилагательные, порядковые числительные и причастия, которые сочетаются:

• С существительным (полезная книга, зелёную листву, свою находку, унесённые ветром). Признаки словосочетания: прилагательное + существительное (в одном падеже).

• С инфинитивом (способный работать, готовый учиться). Признаки: прилагательное + инфинитив.

 

(2) Группа наречных словосочетаний. Эта группа сочетается:

• С инфинитивом (безнаказанно игнорировать, хорошо петь). Признаки: наречие + инфинитив.

• С наречием (очень удачно, по-прежнему хорошо). Признаки: наречие + наречие

• С существительным (далеко от дома, наедине с сыном, незадолго до экзаменов). Признаки: наречие + существительное (в косвенном падеже с предлогом).

• С местоимением-существительным (недалеко от них, наедине с ней, незадолго до неё). Признаки: наречие + местоимение-существительное (в косвенном падеже с предлогом).

(3) Группа глагольных словосочетаний. Глагольная группа сочетается:

• С инфинитивом (предложил выучить, просит взять). Признаки: глагол (в любой форме) + глагол (инфинитив).

• С деепричастием (идёт оглядываясь, говорить улыбаясь). Признаки: глагол (в любой форме) + деепричастие.

• С наречием (поступал справедливо, заниматься вдвоем). Признаки: глагол (в любой форме) + наречие.

• С существительным (искать покоя, писал брату, стоять у дороги, подъехал к дому, встретиться с друзьями). Признаки: глагол (в любой форме) + существительное в косвенном падеже.

• С местоимением-существительным (искать их, писал ему, стоять около неё, подъехал к нему, встретился с ними). Признаки: глагол (в любой форме) + местоимение-существительное в косвенном падеже.

 

(4) Группа числительных словосочетаний. Эта группа сочетается:

• С существительным (две книги, оба друга, трое в шинелях, сто рублей). Признаки: количественное или собирательное числительное + существительное, в одном падеже. (5) Группа существительных словосочетаний. Эта группа включает существительные и местоимения-существительные и сочетается:

• С существительным (письмо родителям, его доклада, оценку выступления, входом в театр). Признаки: существительное + существительное (в отличающихся падежах без предлога или с предлогом).

• С наречием (прогулка верхом, судак по-польски). Признаки: существительное + наречие.

Перечисленные правила объединения слов в ГрС представлены в Табл. 4.2, где по горизонтали расположены типы групп словосочетаний в порядке степени (силы) его связности со вторыми в паре словами. В таблице указано также место предпочтительной установки полного (+) и частичного (=) ударений.

Таблица 4.2

Правила объединения слов в словосочетания

Из таблицы видно, что в соответствии с правилами русской грамматики [7], допустимыми и наиболее частотными являются 14 различных типов ГрС. С учётом этого предлагается следующая последовательность действий по разметке синтагм на словосочетания.

1. В синтагме отыскиваются пары слов - прилагательные словосочетания, состоящие из слова группы прилагательных и стоящего справа от него существительного либо инфинитива глагола. Эти пары слов объединяются в словосочетания. Если такой пары не находится, то слово из группы прилагательных остаётся «одиноким».

2. Затем в синтагме рассматриваются оставшиеся слова, т.е. не объединённые в словосочетания по п. 1, и отыскиваются пары слов - наречные словосочетания, состоящие из двух наречий или наречия и стоящего справа от него инфинитива глагола, либо существительного или местоимения-существительного с предлогом. Если таковые находятся, то они объединяются в словосочетания, если нет, то наречие остаётся «одиноким».

3. Далее в синтагме рассматриваются оставшиеся слова, и отыскиваются пары слов - глагольные словосочетания, т.е. глагол в любой форме и стоящие справа от него наречие, инфинитив или деепричастие, которые объединяются в одно словосочетание. Если таковых не обнаружено, то глагол может быть объединён с существительным или с местоимением-существительным в косвенном падеже, стоящим справа, Если их нет, то глагол остаётся «одиноким».

4. В оставшихся необъединённых словах ищутся пары слов - числительные словосочетания, состоящие из количественного или собирательного числительного и стоящего справа от него существительного, согласованного с числительным по падежу, которые объединяются в словосочетания. Если нет, то числительное остаётся «одиноким».

5. Наконец, в оставшихся необъединённых словах ищутся соседние пары слов - существительные словосочетания, состоящие из слова группы существительных и стоящего справа от него наречия либо существительного или местоимения-существительного, которые объединяются в словосочетания. Если таких слов не находится, то существительное остаётся «одиноким».

Ниже приведены примеры разметки синтагм на словосочетания в соответствии с предложенной последовательностью действий. Словосочетания отмечены квадратными скобками, в круглых скобках указан тип словосочетания (см. таблицу 4.2).

Пример 1: Если Вам [необходимо активировать(2)] [услугу передачи(5)] даных дляЪвашего [мобильного номера(1)].

Пример 2: Но благодаря [разумному сочетанию(1)] лекарств он [смог остановить(3)] [развитие болезни(5)] [вЪбольшинстве случаев(5)].

Пример 3: Тогда тарификация [Ваших звонков(1)] [начинается сЪмомента(3)] соединения [сЪ телефоном абонента(5)].

Пример 4: [Идеальным решением(1)] [проблемы членения(5)] [такого рода(1)] предложений наЪсинтагмы [былоЪбы использование(3)] [комплекса правил(5)] разбора [наЪсинтаксические компоненты(1)].

Расширение двухсловных ГрС до трёх и более словных сочетаний Если синтагма, обработанная в соответствии с указанной выше в п. 1 – 5 последовательностью действий по разметке синтагм на словосочетания, содержит слова, не вошедшие в созданные двухсловные сочетания, то рассматривается возможность их расширения до трёх-и более словных сочетаний по следующей схеме.

1. Рассматриваются полученные «прилагательные словосочетания».

а) если перед прилагательным словосочетанием стоит слово из группы прилагательных, то оно дополнительно включается в это словосочетание. Пример 1: Если Вам [необходимо активировать(2)] {[услугу передачи(5)] даных} {дляЪвашего [мобильного номера(1)]}. Здесь и далее в круглых скобках указан тип словосочетания, в квадратных – двусловные сочетания, в фигурных – расширенное по п.1 трёхсловное сочетание.

б) если после прилагательного словосочетания стоит слово из группы существительных в родительном падеже, то оно дополнительно включается в это словосочетание. Пример 2: Но благодаря {[разумному сочетанию(1)] лекарств} он [смог остановить(3)] [развитие болезни(5)] [вЪбольшинстве случаев(5)].

2. Если после наречного или глагольного словосочетания стоит слово из группы существительных в родительном падеже, то оно дополнительно включается в это словосочетание. Пример 3: Тогда тарификация [Ваших звонков(1)] {[начинается сЪмомента(3)] соединения} [сЪтелефоном абонента(5)].

3. Если после числительного или существительного словосочетания стоит слово из группы существительных в родительном падеже, то оно дополнительно включается в это словосочетание. Пример 4: [Идеальным решением(1)] [проблемы членения(5)] {[такого рода(1)] предложений} наЪсинтагмы [былоЪбы использование(3)] {[комплекса правил(5)] разбора} [наЪсинтаксические компоненты(1)].

В приведенных выше примерах 1 – 4, несмотря на реализацию полной последовательности действий по разметке синтагм на словосочетания и по их расширению, остаются ещё отдельные слова, не вошедшие ни в одно из словосочетаний. Следующим, последним шагом, является дополнительное расширение словосочетаний путём включения в их состав слабоударных слов, таких, как многосложные предлоги, союзы и местоимения. Если же и после такого расширения словосочетаний остаются отдельные слова, то они определяются как частный случай однословных сочетаний.

В результате описанных процедур примеры 1 – 4 перепишутся в следующем виде.

Пример 1: {Если Вам [необходимо активировать(2)]} {[услугу передачи(5)] данных} {дляЪвашего [мобильного номера(1)]}.

Пример 2: {Но благодаря [разумному сочетанию(1)] лекарств} {он [смог остановить(3)]} [развитие болезни(5)] [вЪбольшинстве случаев(5)].

Пример 3: {Тогда [тарификация]} [Ваших звонков(1)] {[начинается сЪмомента(3)] соединения} [сЪтелефоном абонента(5)].

Пример 4: [Идеальным решением(1)] [проблемы членения(5)] {[такого рода(1)] предложений} [наЪсинтагмы] [былоЪбы использование(3)] {[комплекса правил(5)] разбора} [наЪсинтаксические компоненты(1)].

Расстановка сильных и слабых ударений и разметка на акцентные единицы. Для двухсловных сочетаний в таблице 4.2 указано место предпочтительной установки сильного и слабого ударений. Такое распределение позиций ударений не претендует, конечно, на универсальность. Оно характеризует среднестатистическую тенденцию для достаточно широкого набора различных текстов. При определённых условиях (индивидуальная манера чтения, стремление к определённой ритмической структуре и др.) знаки (+) (=) для данного словосочетания могут меняться местами, либо оба знака индицировать сильное ударение – (+) (+). Важную роль может играть также наличие некоторых индикаторов потенциальной «слабости» или «силы» какого-либо из слов в словосочетании. В частности, к индикатору «слабости» может быть отнесена принадлежность слова к группе потенциально слабоударных слов, таких, как многосложные предлоги и частицы, союзы и местоимения (список потенциально слабоударных слов приведен в Приложении 6). К индикатору «силы» может быть отнесено наличие перед словом усилительной или отрицательной частицы.

После применения указанных правил расстановки сильных и слабых ударений примеры 1 – 4 перепишутся в следующем виде.

Пример 1: {Е=сли Ва=м [необходи=мо активи+ровать(2)]} {[услу+гу переда=чи(5)] да=нных} {дляЪва=шего [моби=льного но+мера(1)]}.

Пример 2: {Но= благодаря= [разу=мному сочета+нию(1)] лека=рств} {о=н [смо=г останови+ть(3)]} [разви+тие боле=зни(5)] [вЪбольшинстве+ слу=чаев(5)].

Пример 3: {Тогда= [тарификация]} [Ва=ших звонко+в(1)] {[начина+ется сЪмоме+нта(3)] соедине=ния} [сЪтелефо+ном абоне=нта(5)].

Пример 4: [Идеальным решением(1)] [пробле+мы члене=ния(5)] {[тако=го ро+да(1)] предложе=ний} [наЪсинта+гмы] [бы+лоЪбы испо=льзование(3)] {[комплекса пра=вил(5)] разбора} [наЪсинтакси=ческие компоне+нты(1)].

На заключительном этапе целесообразно провести окончательную корректировку позиций сильных и слабых ударений с точки зрения приближения к оптимальной организации ритмической структуры синтагм. При этом уточняются ситуации, когда в ФрС или в ГрС имеется более одного слова со слабым ударением. Окончательная корректировка осуществляется, исходя из необходимости соблюдения следующих условий:

– в ФрС или в ГрС не должно быть двух следующих подряд слов со слабым ударением. В этом случае в одном из этих слов, например во втором, слабое ударение заменяется на сильное.

– в ФрС или в ГрС количество слов со слабым ударением не должно быть больше количества слов с сильным ударением. Например, последовательность (=) (+) (=) заменяется на последовательность (=) (+) (+).

Следует заметить, что приведенные здесь правила отражают лишь среднестатистические закономерности. Окончательные условия особой выделенности того или иного слова могли бы быть адекватно определены только в результате глубокого синтаксического и семантического анализа предложений, что в настоящий момент пока недостижимо.

После применения указанных правил корректировки примеры 1– 4 перепишутся в следующем виде.

Пример 1: {Е=сли Ва+м [необходи=мо активи+ровать(2)]} {[услу+гу переда=чи(5)] да+нных} {дляЪва=шего [моби+льного но+мера(1)]}.

Пример 2: {Но= благодаря+ [разу=мному сочета+нию(1)] лека+рств} {о=н [смо+г останови+ть(3)]} [разви+тие боле=зни(5)] [вЪбольшинстве+ слу=чаев(5)].

Пример 3: {Тогда= [тарифика+ция]} [Ва=ших звонко+в(1)] {[начина+ется сЪмоме+нта(3)] соедине=ния} [сЪтелефо+ном абоне=нта(5)].

Пример 4: [Идеа=льным реше+нием(1)] [пробле+мы члене=ния(5)] {[тако=го ро+да(1)] предложе+ний} [наЪсинта+гмы] [бы+лоЪбы испо=льзование(3)] {[ко+мплекса пра=вил(5)] разбо+ра} [наЪсинтакси=ческие компоне+нты(1)].

Разметка полученной последовательности слов на акцентные единицы осуществляется по следующим правилам:

1. Разметка на АЕ осуществляется раздельно для каждой ФрС или ГрС.

2. Если в ФрС или ГрС имеются слова со слабым ударением, то каждое из них объединяется в одну АЕ с сильноударным словом, стоящим слева или справа от него.

3. Оставшиеся слова с сильным ударением отмечаются как отдельные АЕ.

После применения указанных правил примеры 1 – 4 перепишутся в следующем виде (где круглыми скобками отмечены полученные АЕ в каждом из ГрС, которые ограничены фигурными скобками и помещены на отдельных строках., причём справа от каждой строки указано количество АЕ в данной ГрС):

Пример 1:

{(е=сли Ва+м) (необходи=мо активи+ровать)} [2]

{(услу+гу переда=чи) (да+нных)} [2]

{(дляЪва=шего моби+льного) ( но+мера)} [2]

Пример 2:

{(но= благодаря+) (разу=мному сочета+нию) (лека+рств)} [3]

{(о=н смо+г) (останови+ть)} [2]

{(разви+тие боле=зни)} [1]

{(вЪбольшинстве+ слу=чаев)} [1]

Пример 3:

{(Тогда= тарифика+ция)} [1]

{(Ва=ших звонко+в)} [1]

{(начина+ется) (сЪмоме+нта соедине=ния)} [2]

{(сЪтелефо+ном абоне=нта)} [1]

Пример 4:

{(Идеа=льным реше+нием)} [1]

{(пробле+мы члене=ния)} [1]

{(тако=го ро+да) (предложе+ний)} [2]

{(наЪсинта+гмы)} [1]

{(бы+лоЪбы испо=льзование)} [1]

{(ко+мплекса пра=вил) ( разбо+ра)} [2]

{(наЪсинтакси=ческие компоне+нты)} [1]

Разметка ПС и ЛС на синтаксические синтагмы. Как уже указывалось, основной смысл предварительного разбиения ПС или ЛС на ФрС и ГрС заключается в том, что теперь свобода разделения ПС или ЛС на СС ограничивается, т.к. граница между СС не может находиться внутри ФрС или ГрС. В простейшем случае границей каждой СС могут служить границы ГрС. В этом случае, как видно из примеров 1 – 4, каждая СС будет включать различное количество АЕ: от 1-й до 3-х. Если же требуемый стиль чтения предполагает, что СС должна включать по возможности не менее 2- х АЕ, то в этом случае получим схему членения, показанную на примерах 1 – 4 ниже, где справа от каждой строки указано количество АЕ в данной СС.

Пример 1:

{(е=сли Ва+м) (необходи=мо активи+ровать)} [2]

{(услу+гу переда=чи) (да+нных)} [2]

{(дляЪва=шего моби+льного) ( но+мера)} [2]

Пример 2:

{(но= благодаря+) (разу=мному сочета+нию) (лека+рств)} [3]

{(о=н смо+г) (останови+ть)} [2]

{(разви+тие боле=зни)} {(вЪбольшинстве+ слу=чаев)} [2]


Пример 3:

{(Тогда= тарифика+ция)} {(Ва=ших звонко+в)} [2]

{(начина+ется) (сЪмоме+нта соедине=ния)}

{(сЪтелефо+ном абоне=нта)} [3]

Пример 4:

{(Идеа=льным реше+нием)} {(пробле+мы члене=ния)} [2]

{(тако=го ро+да) (предложе+ний)} {(наЪсинта+гмы)} [3]

{(бы+лоЪбы испо=льзование)} {(ко+мплекса пра=вил)

( разбо+ра)} [3]

{(наЪсинтакси=ческие компоне+нты)} [1]


 

 

 

Добавить комментарий