Интонация синтагмы складывается последовательным соединением начальной, серединной и конечной акцентных единиц, на каждой из которых в соответствии с требуемым интонационным типом формируются необходимые контуры мелодики, ритмики и энергетики.

При наличии в синтагме более 3-х АЕ добавляется необходимое количество серединных единиц. При наличии менее 3-х АЕ исключается вначале срединная, а затем – начальная акцентные единицы.

Мелодика, ритмика и энергетика каждой акцентной единицы задаются нормированными значениями частоты, длительности и интенсивности на трех ее участках: ядре, предъядре и заядре. Ядром акцентной единицы является ударный слог, отмеченный знаком группового ударения. Предъядром и заядром – соответственно предшествующие ему и следующие за ним фонемы акцентной единицы.

Обобщённые мелодические портреты одноакцентной синтагмы для вопросительного, восклицательного, незавершённого и завершённого типов интонации представлены на рис. 1.4. Кривые для каждой АЕ изображены в нормированных координатах «время-частота». Интервал нормированного времени [0, 1/3] соответствует предъядру, [1/3, 2/3] – ядру, и интервал [2/3, 1] – заядру. Интервал нормированной частоты основного тона [0, 1/3] соответствует её низкому уровню, [1/3, 2/3] – среднему, и [2/3, 1] – высокому.

 

 Обобщённые мелодические портреты синтагм четырёх интонационных типов

Рис. 1.4. Обобщённые мелодические портреты синтагм четырёх интонационных типов

На рис. 1.5 представлен набор обобщённый мелодический портрет синтагмы вопросительного типа, состоящей из трёх АЕ: начальной (рис. 1.5а), серединной (рис. 1.5б) и конечной (рис. 1.5в).

 

Мелодический портрет синтагмы вопросительного типа

Рис. 1.5. Мелодический портрет синтагмы вопросительного типа: а) начальная АЕ, б) серединная АЕ, в) конечная АЕ

Обобщённый вид ритмического и энергетического портретов конечной АЕ синтагмы вопросительного типа приведены на рис. 1.6 а, б. Эти кривые показывают, что ударные гласные (ядра) выделяются большей длительностью и силой звука. Предударные звуки по мере удаления от ударного гласного постепенно укорачиваются и ослабляются, а затем несколько удлиняются и усиливаются. Заударные звуки постепенно ослабляются, а их длительность по мере удаления от ядра АЕ уменьшается, а затем увеличивается.

 

Обобщённые просодические портреты конечной АЕ синтагмы вопросительного типа

Рис 1.6. Обобщённые просодические портреты конечной АЕ синтагмы вопросительного типа: а) ритмический портрет, б) энергетический портрет

Поясним в заключение смысл введенного понятия нормированного времени. Это понятие (см. рис. 1.4) отражает при восприятии интонации субъективное равенство длительности предъядра, ядра и заядра, хотя в состав ядра всегда входит лишь одна фонема – ударная гласная, а предъядро и заядро чаще всего включает несколько фонем. На акустическом уровне это означает, что при последующем переходе к реальному времени кривые на этих участках подвергаются модификации в зависимости от конкретных значений длительности фонем, входящих в каждую из зон, т.е. мелодические кривые предъядерной и заядерной зонах должны быть растянуты или сжаты в зависимости от числа фонем в этих зонах.


 

 

 

Добавить комментарий